Взгляд в будущее

Талант, даже стоящий на верхней ступени пьедестала, увы, далеко не всегда личность.Чрезмерная тренерская опека, подчинение всех интересов и устремлений одному спорту порой приводят к тому, что ребята так и не становятся личностями. Главной причиной является деятельность тренеров, ведущим мотивом которых является достижение цели. А такой мотив, как личностное развитие спортсмена, остается вне сферы их профессиональной деятельности.

тренировка по боксу

 Практика спорта свидетельствует, что личностные установки тренера являются определяющими: достигнет ли спортсмен тех результатов, на которые он способен, станет ли он личностью или же превратится в «вялого, безынициативного человека.

 Из спортсменов выжимаю все, они отдают свое здоровье не учатся, тренируются по 6 – 8 часов,  а потом их выбрасывают – они никому не нужны. «Ради высокого спортивного результата обязательно нужно чем-то жертвовать». Оправданна ли подобная жертва? Оказывается, чаще всего неоправданна.  Нет ни нужного спортивного результата, ни человека, способного нормально существовать в новых жизненных условиях, после ухода из спорта.

 Данный вывод подтверждается научными исследованиями проводившимися в 1992-2000 гг. В исследовании приняли участие спортсмены, занимавшиеся у тренеров с ярко выраженной установкой на спортивный результат, спортсмены, занимавшиеся у тренеров с профессионально-педагогической установкой (т.е. помимо результата внимание уделялось проблеме формирования личности юного спортсмена). Специалисты изучали влияние этих установок тренеров на формирование некоторых личностных характеристик юных спортсменов, на их психологическую устойчивость к соревновательному стрессу, стабильность выступления.

 Исследование показало, что в течение двух лет менялись и самооценки у юных спортсменов – в зависимости от того, в каких группах они занимались. Именно в группах с установкой на спортивный результат  число спортсменов с неадекватной (завышенной или заниженной) самооценкой увеличилось (с 23 до 36%) а с адекватной самооценкой уменьшилось  (с 34 до 26%). У спортсменов с завышенной самооценкой отмечали конфликтность, агрессивность и другие поведенческие отклонения. Для спортсменов с заниженной самооценкой были характерны неуверенность в себе, замкнутость, недооценка своих возможностей в спорте. В этих группах в процессе занятий спортом не происходило становления психологически стабильной личности юного спортсмена. Это все не только вызывает различные психологические срывы, но и снижать успешность выступлений на соревнованиях.

 В группах с профессионально-педагогической установкой  в процессе занятий спортом наблюдалось увеличение адекватных самооценок (с 39 до 63%); соответственно уменьшалось количество спортсменов с завышенной  (с 37 до 24%) и заниженной (с 24 до 13%) самооценками. Одновременно, у юных спортсменов отмечалось улучшение таких показателей, как общительность, эмоциональная устойчивость, лидерство собранность самоконтроль. При этом сохранялся на прежнем уровне показатель уверенность в себе и снизился показатель тревожность

 Анализ выступления спортсменов на ответственных соревнованиях показал: занимавшиеся в группах  с профессионально-педагогической установкой выступали достоверно стабильнее, чем занимавшиеся в группах с установкой на спортивный результат. Отсюда следует, что система психологического прессинга, не способствует решению той задачи, ради которой это прессинг используется.

Используемая литература: Управление психологической подготовкой в спорте. В.Р.Малкин

Запись опубликована в рубрике Тренировки. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>